Экология

Экологическая обстановка в современном мире

Роль и место исследовательских работ со школьниками.

Методисты выделяют в качестве центральных моментов экологического образования три взаимосвязанные его части:

- знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов; осознание единства в системе “природа – человек”;

- эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека. Здесь уместно вспомнить слова Сухомлинского, обращенные к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами.”

;

- деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.

Формирование названных качеств у школьников особенно эффективно про­исходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения.

Исследования учеников в области экологии сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, строить план исследования, требуют умения моделировать, осуществлять эксперимент, иметь навыки эколо­гического картографирования, построения схем и диаграмм.

В процессе исследовательской деятельности ученик должен научиться сам формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эк­сперимент, делать выводы и предложения.

Большое воспитательное значение имеет эмоциональное воздействие экологического эксперимента. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и, в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами. Такой подход к организации исследовательской деятельно­сти способствует повышению качества экологического обра­зования, обеспечению преем­ственности образовательных уровней. В вузах такие учащиеся, как правило, продолжают самостоятельную научно-исследовательскую работу, становятся активными членами студенческих научных обществ

.

Основными формами экологической работы, в которых реализуются исследовательская деятельность, являются: школьные экологические кружки, науч­но-исследовательские группы, экологические отряды, центры, экологические летние лагеря, школьные научные общества, научно-практические конферен­ции и многое другое.

Можно выделить три основных вида исследовательской деятельности уча­щихся по экологии: 1) теоретические исследования; 2) прикладные, опытно-проблемные; 3) системные, комплексные исследования по единой программе школь­ного экологического мониторинга.

Теоретико-исследовательская работа направлена на изу­чение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конферен­ций по проблемам экологии. Сюда входит эколого-краеведческая деятель­ность, способствующая выявлению особенностей отношений природы, истории и культуры родного края.

Большинство прикладных, опытно-проблемных исследований проводит­ся в виде индивидуальных экспериментальных заданий и самостоятель­ных исследований по прикладной региональной и проблемной тематике. Практика педагогической деятельности показывает, что наиболее приемлемыми и активно применяемыми видами исследовательской работы по экологии в базовых школах являются пока прикладные и опытно-проблемные исследования.

Третий вид исследовательской деятельности школьников будет подробно рассмотрен в п.2.

Исследовательская деятельность по экологии предполагает

наличие нескольких основных этапов:

Этап 1. Подготовительный. Учащиеся изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения, подбирают методики и необходимое оборудование, заводят дневники.

Этап 2. Экспериментальный. В процессе полевых исследований, экспедиций, экологических практик и других видов экологической деятельности учащиеся проводят системные наблюдения, сбор информации, закладывают опытные ключевые участки, делают их описание.

Этап 3. Камеральный. Осуществляется обработка образцов экспедиционных материалов, оп­ределяется видовой состав, создаются коллекции и гербарии, составля­ются таблицы, проводится математическая обработка результатов, пост­роение карт, диаграмм и графиков.

Этап 4. Аналитический. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, за­кономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения.

Этап 5. Отчетный. Составляется отчет об исследовательской работе по следующим раз­делам: актуальность темы; цель и задачи исследования; литературный обзор; экспериментальная часть (описание методик исследования, поста­новки эксперимента, использование и комментарий чертежей, диаграмм, таблиц и фотографий); выводы и предложения по работе; список литературы. Результаты исследования вносятся в экопаспорт школьного монито­ринга. Заполненный экопаспорт микрорайона школы направляется в рай­онную опорную по экологической работе школу, а оттуда – в региональный эколого-биологический центр школьников. На основе полученных материалов готовятся доклады на конферен­ции, оформляются творческие работы на конкурсы. Перейти на страницу: 1 2

Читайте также:

Экология города Октябрьского ЭКОЛОГИЯ, наука об отношениях организмов с окружающей средой. Термин «экология» был предложен немецким зоологом Э.Геккелем в 1866, но широкое распространение получил только в на ...

Концепции устойчивого развития как выражение взаимоотношений общество- природа Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способно ...

Смог. Виды смога Смог (англ. smog, от smoke - дым и fog - туман), сильное загрязнение воздуха в больших городах и промышленных центрах. Смог бывает следующих типов: Влажный смог лондонского типа - с ...