Экология

Экологическая обстановка в современном мире

Источники загрязнения гидросферы нефтяными углеводородами

Эта вода, загрязненная нефтью впоследствии сбрасывается в зонах открытого моря специально оговоренных международными соглашениями, но часто эти операции совершаются недалеко от побережья в нарушение всех законов. Так, например, в 1970 г. в Средиземное море было ле­гально сброшено около 300000 тонн груза нефтеналивных судов в двух раз­решенных зонах, одна из которых расположена на юго-западе от Кипра, а другая между Италией и Ливией. Но и другие районы Средиземно­морья, а также Ла-Манша и Северного моря, систематически загряз­няются из-за незаконного сброса балластных вод танкерами.

Не менее 300 судов, которые проходят Па-де-Кале и огибают побе­режье Франции, ежедневно сбрасывают балластные воды, в результате чего образуется настоящее «черное море». Как правило, это проделы­вается ночью или же сброс производится в кильватерную струю судна, что позволяет ввести в заблуждение патрульные самолеты. Таким обра­зом, сотни тонн нефти сбрасываются в море в течение каждого рейса

Около половины (51°/о) потерь нефти при транспортировании приходится на загрузку балласта и очистку танков. Следует отметить, что 80% мирового танкерного флота поль­зуются системой контрольных мероприятий LOT для уменьшения количества нефтепродуктов, попадающих в море в процессе ос­вобождения от балласта. При этом на 20% танкеров, не приме­няющих систему LOT, приходится более 70% загрязнений моря.

Система LOT отличается тем, что в качестве балласта в ней используется вода и нефтепродукты одновременно. Менее плотные нефтепродукты располагаются в верхней части танков, а относи­тельно чистая морская вода выливается из нижней части танков в море. Нефтепродукты, смешанные с небольшим количеством морской воды, остаются в танках и затем перегружаются на очередной танкер до полного его заполнения. За исключением некоторых специальных случаев, когда нефть не должна содержать примеси морской воды, система LOT может применяться без ка­ких-либо изменений в конструкциях танкеров. Большинство неф­теочистительных заводов принимают сырую нефть, содержащую морскую воду; фактически некоторые виды нефти содержат соле­ную воду.

2. Аварии при транспортировке и добычи нефти

Попадание нефти в море в результате несчастных случаев при столкновениях танкеров или посадке на мель, происходит не столь часто.

Примером первой крупнейшей аварии нефтеналивного судна может служить катастрофа в 1967 году танкера «Торри-Каньон», в танках которого содержалось 117 тысяч тонн сырой кувейтской нефти. Недалеко от мыса Корнуолл (Англия) танкер налетел на риф, и в результате пробоин и повреждений в море вылилось около 100 тысяч тонн нефти. Под воздействием ветра мощные нефтяные слики достигли побережья Корнуолла, пересекли Ла-Манш и подошли к побережью Бретани (Франция). Морским, прибрежным и пляжным экосистемам был причинен огромный ущерб.

С тех пор разливы нефти при авариях судов и морских буровых установках происходят довольно часто. В целом за 1962-1979 г.г. в результате аварий в морскую среду поступило около 2 млн. тонн нефти, причем с 1962 по 1971 г. 66 тысяч тонн ежегодно, с 1971 по 1976 г. – по 116 тысяч тонн, а с 1976 по 1979 г. – по 177 тысяч тонн.

События, подобные этому, хотя и серьез­ны, но их вклад в общие потери нефти при транспортировании не превышает 15%. Однако, нельзя преуменьшать и серьезность та­ких несчастных случаев: результирующие потери малы по сравнению с общими потерями нефти при транспортировании, но они происходят на одних и тех же судоходных линиях или в относи­тельно мелких прибрежных районах. Таким образом, нефтяные сливы концентрируются на небольшой площади морской поверх­ности.

Влияние на окружающую среду более крупных несчастных случаев возрастает с увеличением тоннажа танкеров. Результаты применения, так называемых супер-танкеров являются спорными. Суда водоизмещением 500 тыс. тонн уже спущены па воду, а для ис­пользования в последующие годы проектируют суда водоизмеще­нием 800 тыс. тонн. Перейти на страницу: 1 2 3 4

Читайте также:

Средства и способы борьбы с пылью на горных предприятиях Интенсификация процессов добычи и переработки минерального сырья, характерная для современного развития горного производства, связана с весьма значительным загрязнением окружающей среды, в ч ...

Экологические проблемы в Башкирии Признаком устойчивой экологической системы является стабильность определённых характеристик. Так, например, экологически устойчивая система Земля имеет постоянную массу и постоянную среднюю ...

Экологические проблемы лесного хозяйства Лес - стабилизатор подавляющего большинства отрицательных эффектов воздействия человека на природу. Поэтому лесные ресурсы должны оцениваться не только и не столько как источники древес ...