Целенаправленная деятельность человека по созданию культурного, эстетически значимого ландшафта приобретает специфические черты в эпоху становления и развития буржуазных отношений, роста больших городов, сосредоточения масс в местах, оторванных от девственной природы, механизации производственных процессов, в том числе сельскохозяйственных, интенсификации труда. В этот исторический период – период обострения социальных противоречий до антагонизма – отрыв человека от природы также принимает характер антагонистического конфликта. Меняя в корне характер взаимодействия общества и природы, капиталистические отношения обусловливают превращение естественных условий труда – земли, биосферы – в отделенный от человека и противопоставленный "свободный фонд", который выступает в форме "прочно обособившихся стоимостей''. Природная среда, вовлеченная в систему капиталистического воспроизводства, становится объектом самой беззастенчивой и хищнической эксплуатации, ничем не ограниченного использования, а вместе с тем условием и средством отчуждения личности от природы.
Другой, противоположной стороной процесса развития буржуазных форм общественной жизнедеятельности является рост сознания и самосознания масс, повышение общей культуры трудящихся, связанной с индустриализацией и урбанизацией. Проявляющееся стремление народа к демократизации всех форм общественной жизни находит выражение и в природотворческой деятельности. В результате широкого демократического движения в этом направлении создаются парки и сады, являющиеся достоянием не отдельных семей, а достаточно широких слоев населения.
Возникают новые формы творчески преобразованной, искусственно оформленной природы. Отдельные формы садово-паркового искусства становятся самостоятельной частью городского пейзажа, обнаруживая тенденцию к дальнейшей эволюции на основе иного функционального значения. Происходит формирование особого дендродекорационного жанра в системе природотворческой деятельности, который в дальнейшем оказывает сильное влияние на оформление сельских регионов.
Качественный скачок в искусстве природотворчества связан с появлением ландшафтного мышления. Вместе с ним практика преобразования природы по законам красоты получает новый стимул развития. Не случайно созданная в этот период в Сен-Жермене Ленотром терраса на вершине берегового откоса Сены, открывающая вид на долину и панораму Парижа, становится поворотным пунктом как в искусстве садов и парков, так и в общей ориентации природопреобразующей эстетической деятельности. Центром внимания, организующим ландшафтную архитектуру террасы, становится природный ландшафт с его эстетическими значениями.
Выдвижение на первый план ландшафта и художественно преобразованного растительного мира в качестве эстетической ценности усиливает возможности поисков самых разнообразных вариантов преобразований окружающей среды, вплоть до включения их в процессы производства, связанные с промышленным освоением геобиосферы. Привычная картина, где редкими оазисами выглядят отдельные сады, парки, заповедники, сменяется культурно оформленными сельскохозяйственными регионами, многочисленными малыми и большими формами творчески преобразованной природы. Однако частная форма собственности на землю, бесплановость, стихийность ведения хозяйства служат серьезным ограничителем дальнейшего совершенствования природотворческой деятельности общества в целом.
Планирование природопреобразующей деятельности в масштабах всего общества и разумный контроль со стороны общества открывают беспредельные перспективы сохранения природы. Уже на уровне социалистической организации на смену буржуазному принципу хищнической эксплуатации и господства над природой приходят идеи рачительного, бережного отношения к ней как богатству, принадлежащему всему обществу, сознательно организованного. партнерства, на базе которых создается научно регулируемая и управляемая система практических и эстетических отношений с природой.
Социалистическая культура сохранения природы, опираясь на мировой опыт, вместе с тем вырабатывает принципиально новый подход к компенсаторной деятельности в природе. Сегодня уже можно говорить о сформировавшейся в природопользовании системе из трех сложно связанных компонентов: входящей в производство индустрии; арены действия – природы; творческой деятельности людей. В социалистическом обществе создаются в государственном масштабе условия для преодоления отрицательного воздействия индустриализации на природу, повышения роли производства как ускорителя природных процессов, решающей природосохраняющей силы. Творчество широких масс в этих условиях направлено как на оптимизацию процесса использования природных и технических ресурсов, так и на искусственную эстетизацию естественной среды. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Читайте также:
Инженерное обустройство территорий Озеленение населенных мест - это целый комплекс вопросов, связанных с формированием полноценной среды обитания человека. Особую актуальность и остроту приобретает решение этих вопросов в св ...
Экологические проблемы ,связаные с добычей, переработкой и транспортировкой нефти Экологические загрязнения нефтепродуктами, на мой взгляд, очень актуальная, и важная тема, которая с каждым днем напоминает о себе все больше и чаще. Каждую минуту в мире добываются тысяч ...
Принципы рационального использования лесов Проблема истребления лесов ненова. О ней уже очень много скзано, написано книг и статей, но в основном её рассматривают вместе с другими экологическими проблемами. Поэтому хотелось бы объед ...