Экология

Экологическая обстановка в современном мире

Попытки разоружения после второй мировой войны

Вторая мировая война, которая стала кульминацией проявления тех сил и тенденций, что сорвали конференцию по разоружению Лиги наций, не привела к последующему разоружению. Наоборот, началась новая гонка вооружений.

Организация Объединенных наций. В 1945 году взамен Лиги наций по воле и во имя защиты интересов держав-победительниц во Второй мировой войне была создана новая организация – ООН. Пять главных государств антигитлеровской коалиции – США, СССР, Великобритания, Франция и Китай – и шесть других государств (их число возросло до десяти в соответствии с поправкой 1965), избираемых на двухгодичный срок на основании принципа ротации, вошли в состав Совета безопасности, уполномоченного принимать меры по поддержанию мира. Применение силы требует единогласного решения всех пяти постоянных членов Совета безопасности, а также согласия двух из шести (четырех из десяти после 1965) непостоянных членов. Вооруженные силы, выделяемые государствами-участниками, должны поступать в распоряжение Совета безопасности.

ООН стала главным местом проведения переговоров по проблемам разоружения с июня 1946, когда агентством по атомной энергии ООН были предприняты первые усилия, направленные на сокращение ядерных вооружений. Форумы ООН варьировались от закрытых комитетов до международных конференций, созываемых по решению Генеральной ассамблеи. Наиболее эффективную роль сыграл комитет по разоружению ООН, созданный в 1952 и переименованный в комиссию по разоружению в 1989. Первыми его членами стали СССР, США, Великобритания, Франция и Канада; позже к ним присоединились еще сорок государств.

Послевоенные усилия по контролю над ядерными вооружениями можно разделить на пять этапов. Период с 1946 по 1952 был эрой американской ядерной монополии и начала становления советских ядерных сил. В это время отсутствие паритета в вооружениях делало соглашение невозможным. С 1953 по 1960 оба государства совершили рывок в ядерной технологии и делали безуспешные попытки установить контроль над гонкой вооружений. В период с 1961 по 1967 появилось несколько частичных соглашений, большинство которых было заключено после советско-американского противостояния на грани ядерной войны в ходе Карибского кризиса 1962. В течение двух последующих десятилетий, когда сверхдержавы поддерживали приблизительный паритет, они вели длительные и сложные переговоры, в частности, по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ).

Многие предложения по разоружению не были приняты из-за вопроса об инспекциях для проверки выполнения соглашений. США настаивали на том, что для проверки представители одной сверхдержавы должны инспектировать территорию другой. СССР отклонял эти предложения, называя их вмешательством в свои внутренние дела. Когда же в 1955 на Женевском саммите президент Д.Эйзенхауэр изложил предложение об «открытом небе», включающем обмен военными картами и разрешение полетов разведывательных самолетов одного государства над территорией другого, советский лидер Н.С.Хрущев отклонил его, назвав попыткой легализации шпионажа.

Решение проблемы проверки было найдено после полета U-2 над советской территорией 1 мая 1960. Самолет Пауэрса был сбит, а сам он захвачен; результатом стало прекращение полетов и отмена декабрьского саммита в Париже, на котором должны были присутствовать Хрущев, Эйзенхауэр, Ш. де Голль и Г.Макмиллан. Эти четверо, однако, провели неофициальную встречу. Все согласились с предложенным Хрущевым делением на национальное воздушное пространство и на международное космическое пространство.

В настоящее время разведывательные спутники летают практически над всей поверхностью Земли. Другой формой т.н. «национальных технических средств проверки» является применение различных электронных подслушивающих устройств как на земле, так и в воздухе и космическом пространстве, которые позволяют получить информацию о различных системах вооружения, особенно об испытаниях ракет.

Достижения. По окончании Карибского кризиса 1962 СССР и США при участии Великобритании быстро пришли к первому значительному соглашению – Договору о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Большинство стран мира позднее присоединилось к этому соглашению. Сложный вопрос инспекций на объектах был обойден, так как договор затрагивал ограничение проведения испытаний только в тех средах, которые довольно легко проконтролировать, обходясь без инспекций. Последовавшие попытки прекратить и подземные испытания провалились отчасти из-за того, что и советская, и американская военные доктрины рассматривали эти испытания как жизненно важное условие развития ядерных вооружений. Перейти на страницу: 1 2 3

Читайте также:

Экономия воды С древности различают два типа хозяйства. Один – «экономия», что означает «ведение дома» (экоса). Она не обязательно сопряжена с движением денег, ценами рынка и т.д. - это произ­вод­ство и к ...

Самоорганизация в живой и неживой природе Наш мир, все, что доступно в нем наблюдению претерпевают непрерывные изменения – мы наблюдаем его непрекращающуюся эволюцию. Все подобные изменения происходят за счет сил внутреннего взаимо ...

Проблема загрязнения окружающей среды Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. За­грязнение природной среды промышленными выбросами оказывает вредное дей­ствие на людей, животных, растения, почву, зд ...