Экология

Экологическая обстановка в современном мире

Влиянием вездеходного транспорта;

- влиянием трубопровода;

- влиянием деятельности буровых площадок.

Влияние гусеничного транспорта

на растительный и почвенный покров естественных сообществ тундры изучено в работах многих отечественных и зарубежных исследователей (Груздев, Умняхин, 1984; Творогов, Неустроева, 1987; Чалышева 1992). При однократном проезде гусеничной техники удельное давление на грунт составляет порядка 0.47 кгс/см2 (Груздев, Умняхин, ), при этом наиболее сильные повреждения испытывает мохово-лишайниковый покров. Устойчивость к повреждениям определяется составом растительности и приуроченностью растительных сообществ к участкам разного рельефа. За три-четыре проезда наиболее легкой машины – ГАЗ–71 происходит полное уничтожение растительного покрова в кустарничково-лишайниковой тундре. При этом моховой слой разрезается гусеницами трактора, отделяется от минерального грунта. Наилучшей устойчивостью обладали ерниковые сообщества. Их уничтожение наблюдали после восьмикратного проезда. На влажной почве нарушения способны проявляться сильнее. Колеи вездеходов на таких участками становятся «резервуарами» для накопления воды и при наличии уклона поверхности они превращаются в водотоки. Усиливается смыв верхнего почвенного горизонта, развивается глубинная эрозия, приводящая к развитию термокарста на участках с мерзлотой. Развитие ускоренной эрозии возможно на площадях с частично или полностью уничтоженной естественной растительностью с уклоном более 1° (Зеликов, 1999). В результате происходит образование делювиальных отложений у подножья склонов или поступление взвешенных частиц почвы, минеральных и органических веществ в водотоки и водоемы. Особо ранима растительность переувлажненных (заболоченных) участков Уже после однократного проезда вездехода образовывается глубокая колея, что также способно привести к развитию термокарстовых процессов.

Влияние трубопроводного транспорта

. На представленном участке был использован наземный открытый способ прокладки трубопровода. Нарушения, связанные с трубопроводом связаны с периодом его прокладки, перераспределением снежного покрова вблизи трубопровода и используемого технологического режима при перекачке сырья. Разность температур трубопровода и почвенного слоя может существенно влиять на температурный режим верхних почвенных слоев и мерзлотных слоев. Использование термоизоляции только замедляет процессы образования талых зон или мерзлых ядер: они образуются за три, четыре года при отсутствии изоляции, и через 10–12 лет при ее наличии (Сумина, 1992).

Площадки буровых скважин.

Нередко в литературе встречаются указания на то, что нарушения природных экосистем занимают площади гораздо большие, чем это планировалось. По мнению В.П.Гладкова (1989) площадь техногенных нарушений вокруг буровых в тундровой зоне на 9–25% больше, чем в лесотундре. Причины этого следующие.

Во-первых, в проектах содержатся превышения земельных отводов, явно ошибочные для северных регионов (за частую превышение отмечено в четыре раза). В тундровой зоне такое превышение может быть связано с развитием эрозионных процессов. Иногда, в проектах использованы решения, широко применяемые в более южных районах, но противопоказанные в условиях Крайнего Севера. Например, предварительное снятие и складирование почвенного слоя в районах с вечной мерзлотой приводит к развитию термокарста, площадь которого в десятки раз превышает площадь участка, с которого был удален почвенный слой.

Во-вторых, в проектах порой отсутствуют рекомендации по размещению базы монтажников-строителей. Часто она формируется вне зоны официального отвода, и тем самым площадь нарушений увеличивается на 25–40%. Нередко в процессе монтажа конструкции буровую приходится передвигать на новое место в ходе подготовительных работ.

В-третьих, современные проекты редко учитывают положение буровой в рельефе, хотя и оно существенно влияет на размеры нарушений (табл. 3).

Полученные нами статистические показатели позволили рассчитать площадную структуру выявленных нарушений растительного и почвенного покрова на модельных участках (таблица 4).

Таблица 3

. Роль формы рельефа и глубины разрабатываемых скважин на площадь нарушений растительного и почвенного покрова (по В.П.Гладкову, 1989)

Форма рельефа

Глубина скважины (м)

средняя удельная площадь нарушений

до 2000

2001-3000

3001-4000

Более 4000

плоская поверхность

1.38

1.14

0.53

0.43

0.83

склон

1.07

0.91

-

0.79

0.89

вершина холма

0.67

1.16

0.66

0.67

0.88

котловина

0.50

0.64

-

0.44

0.56

Перейти на страницу: 1 2

Читайте также:

Природные ресурсы России Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непо ...

Промышленность и окружающая среда С XV века проблема окружающей среды стала актуальной. Американец потребляет в 130 раз больше энергии, чем средний африканец и в 20 раз больше, чем средний европеец. Экология – это наука о ...

Экологические проблемы современности Экологическая проблема - это любые явления, связанные с заметным воздействием человека на природу, обратным влиянием природы на человека и экономику. Во второй половине XX ...