Экология

Экологическая обстановка в современном мире

Организационная форма школьного экологического мониторинга

Правовой статус школьного экологического мониторинга (ШЭМ) устанавливается Целевой комплексной про­граммой экологического образования населения. Положением о ШЭМ, утверждаемым Департаментом образования, другими документами, при­нятыми для ШЭМ в регионе. При наличии территориальной системы комплексного экологического мониторинга региона школьный экологический мониторинг может быть включен в нее в качестве подсистемы. Мониторинг проводится по единой для всего региона программе, с одинаковыми объектами контроля, методиками их исследований, одними и теми же принципами выбора контролируемой территории, с одинаковой периодичностью измерений и отчетности. Однако для сельских и городс­ких школ могут применяться разные системы показателей с учетом осо­бенностей их территорий

.

По объектам наблюдения школьный экологический монито­ринг совпадает с общим научным мониторингом: это мониторинг окружающей среды. Однако методы его должны быть доступны для школьников, а необходимое оборудование должно быть в на­личии в школе. По масштабам наблюдения школьный экологиче­ский мониторинг в начальный период является локальным, затем о подключением нескольких школ переходит в районный и об­ластной

.

Исследовательская деятельность в рамках ШЭМ может проводиться на локальном уровне экологического мониторинга средними школами, специализированными гимназиями, лицеями, Дворцами и Домами детского творчества, эколого-биологическими центрами и другими внешкольными учреждениями, ученические коллективы которых по единой программе и в единые сроки под руководством учителей осуществляют наблюдения за окружающей природной средой – сбор, первич­ную обработку и хранение данных для их использования в системе реги­онального экологического мониторинга.

Организацией исследовательской работы учащихся в биологическом и химическом аспектах мониторинга руководят учителя биологии, экологии, химии, а в географическом – учителя географии.

Основными формами школьного экомониторинга в учебной деятельно­сти являются: урок в виде практических или лабораторных работ, факуль­тативные занятия, практикумы. Во внеклассной деятельности – кружки, научно-исследовательские группы, практикумы, летние экологические лагеря, экскурсии, экспедиции, конкурсы и олимпиады.

Для руководства экологической работой в школе целесообразно иметь экологический совет, формируемый на принципах добровольности и деле­гирования. В составе совета наряду с учителями желательно участие ро­дителей, специалистов по экологии и школьников старших классов. Руко­водитель совета может быть выбран или назначен на основе взаимного согласия. Это может быть учитель биологии, экологии, географии или химии.

Материалы исследований по программе ШЭМ представляются в виде отчета – экопаспорта территории микрорайона школы. Экопаспорт выпус­кается с периодичностью один раз в год в 2-х экземплярах. Первый отчет должен представлять собой заполненный экологический паспорт по мик­рорайону школы с оценкой его экологического состояния на момент орга­низации школьного мониторинга и начала участия коллектива школы в комплексном экомониторинге области. Эту оценку экологического состояния микрорайона следует считать своеобразной точкой отсчета, относитель­ными контрольными показателями, с которыми можно будет сравнивать показатели состояния окружающей среды в последующие годы. Следую­щие отчеты будут представлять собой сведения за соответствующий год по тем же разделам паспорта (кроме общей характеристики микро­района) с внесением всех показателей, даже если они и не изменились. Один экземпляр отчета остается в школе, а другой направляется в опор­ную школу района по экологической работе. Руководители опорных школ, собрав экопаспорта от всех школ района, направляют их в эколого-биологические центры школьников для анализа и обобщения результатов.

Методическая поддержка мониторинга должна осуществляться по линии департамента образования через учреждения повышения квалифи­кации учителей, совместную научно-исследовательскую работу с кафед­рами вузов, при участии региональных центров экологического образова­ния населения и информационно-аналитических центров региональных гос­комитетов по охране природы. Перейти на страницу: 1 2

Читайте также:

Экология. Опасности, угрожающие всей планете Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существов ...

Драма Океана Почему океаны чаще называют зеркалом нашей души, чем горы, пустыни, леса или небесные светила, починенные своим вечным ритмам? Все они есть в океанах: горы – те, по которым можно скользи ...

Оползни Оползни возникают тогда, когда природными процессами или людьми нарушается устойчивость склона. Силы связности грунтов или горных пород оказываются в какой-то момент меньше, чем сила тяжести ...