Правовой статус школьного экологического мониторинга (ШЭМ) устанавливается Целевой комплексной программой экологического образования населения. Положением о ШЭМ, утверждаемым Департаментом образования, другими документами, принятыми для ШЭМ в регионе. При наличии территориальной системы комплексного экологического мониторинга региона школьный экологический мониторинг может быть включен в нее в качестве подсистемы. Мониторинг проводится по единой для всего региона программе, с одинаковыми объектами контроля, методиками их исследований, одними и теми же принципами выбора контролируемой территории, с одинаковой периодичностью измерений и отчетности. Однако для сельских и городских школ могут применяться разные системы показателей с учетом особенностей их территорий
.
По объектам наблюдения школьный экологический мониторинг совпадает с общим научным мониторингом: это мониторинг окружающей среды. Однако методы его должны быть доступны для школьников, а необходимое оборудование должно быть в наличии в школе. По масштабам наблюдения школьный экологический мониторинг в начальный период является локальным, затем о подключением нескольких школ переходит в районный и областной
.
Исследовательская деятельность в рамках ШЭМ может проводиться на локальном уровне экологического мониторинга средними школами, специализированными гимназиями, лицеями, Дворцами и Домами детского творчества, эколого-биологическими центрами и другими внешкольными учреждениями, ученические коллективы которых по единой программе и в единые сроки под руководством учителей осуществляют наблюдения за окружающей природной средой – сбор, первичную обработку и хранение данных для их использования в системе регионального экологического мониторинга.
Организацией исследовательской работы учащихся в биологическом и химическом аспектах мониторинга руководят учителя биологии, экологии, химии, а в географическом – учителя географии.
Основными формами школьного экомониторинга в учебной деятельности являются: урок в виде практических или лабораторных работ, факультативные занятия, практикумы. Во внеклассной деятельности – кружки, научно-исследовательские группы, практикумы, летние экологические лагеря, экскурсии, экспедиции, конкурсы и олимпиады.
Для руководства экологической работой в школе целесообразно иметь экологический совет, формируемый на принципах добровольности и делегирования. В составе совета наряду с учителями желательно участие родителей, специалистов по экологии и школьников старших классов. Руководитель совета может быть выбран или назначен на основе взаимного согласия. Это может быть учитель биологии, экологии, географии или химии.
Материалы исследований по программе ШЭМ представляются в виде отчета – экопаспорта территории микрорайона школы. Экопаспорт выпускается с периодичностью один раз в год в 2-х экземплярах. Первый отчет должен представлять собой заполненный экологический паспорт по микрорайону школы с оценкой его экологического состояния на момент организации школьного мониторинга и начала участия коллектива школы в комплексном экомониторинге области. Эту оценку экологического состояния микрорайона следует считать своеобразной точкой отсчета, относительными контрольными показателями, с которыми можно будет сравнивать показатели состояния окружающей среды в последующие годы. Следующие отчеты будут представлять собой сведения за соответствующий год по тем же разделам паспорта (кроме общей характеристики микрорайона) с внесением всех показателей, даже если они и не изменились. Один экземпляр отчета остается в школе, а другой направляется в опорную школу района по экологической работе. Руководители опорных школ, собрав экопаспорта от всех школ района, направляют их в эколого-биологические центры школьников для анализа и обобщения результатов.
Методическая поддержка мониторинга должна осуществляться по линии департамента образования через учреждения повышения квалификации учителей, совместную научно-исследовательскую работу с кафедрами вузов, при участии региональных центров экологического образования населения и информационно-аналитических центров региональных госкомитетов по охране природы. Перейти на страницу: 1 2
Читайте также:
Экология. Опасности, угрожающие всей планете Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существов ...
Драма Океана Почему океаны чаще называют зеркалом нашей души, чем горы, пустыни, леса или небесные светила, починенные своим вечным ритмам? Все они есть в океанах: горы – те, по которым можно скользи ...
Оползни Оползни возникают тогда, когда природными процессами или людьми нарушается устойчивость склона. Силы связности грунтов или горных пород оказываются в какой-то момент меньше, чем сила тяжести ...