В начале XX века Уфа была типичным провинциальным городом, отличаясь, однако, от многих окружающих губернских центров (Симбирска, Вятки, Оренбурга и др.) сравнительно быстрыми темпами развития. Уфа становилась важным административным, экономическим и культурным центром Южного Урала.
Промышленность и торговля
Первые годы XX века характеризуются дальнейшим подъемом фабрично-заводского производства. Стоимость промышленной продукции с 1900 по 1913 год возросла в 2,1 раза. Обилие сырья и огромное железнодорожное строительство способствовали быстрому развитию лесообрабатывающей промышленности (лесопильные заводы, столярные и деревообделочные мастерские), которая как по валовой продукции, так и по численности рабочих вышла на первое место. В связи с большим жилищным строительством значительнон развитие получили предаприятия строительных материалов (в 1913 году в Уфе насчитывалось 20 кирпичных заводов). Пищевое производство и переработка сельхозпродукции отошли на второй план. Значительное место в экономической жизни Уфы принадлежало торговле, оборот которой заметно вырос по сравнению с концом XIX века. Крупные оптовые сделки заключались на бирже. Розничной торговлей занималось около 1500 заведений. Наиболее крупные и благоустроенные из них по-прежнему располагались в центре города. Многочисленные магазины располагались в помещениях Гостиного двора, самого известного в начале XX века торгового места Уфы.
Строительство города
Начало XX века характеризуется дальнейшим быстрым ростом территории города, уплотнением застройки старых территорий, увеличением этажности зданий, особенно в центре. Новые кварталы возникают в основном в северной части города (от улицы Богородской в сторону железнодорожного вокзала и параходной пристани). Основным строительным материалом оставалось дерево, однако все более широко применялся кирпич. К 1915 году в городе было 1562 каменных строения (более 20%) застройки. К 1916 году в городе было более 400 двухэтажных и 40 трехэтажных домов. Среди вновь возведенных зданий выделялись здания Большой Сибирской гостиницы, Коммерческого училища и торговой школы (ныне Уфимский авиационный техникум) и дом Чижевой (ныне помещение Республиканского краеведческого музея РБ). Дом А.Ногарева, уфимского миллионера, владельца чугунолитейных заводов на Южном Урале, представлял собой комплекс, включающий гостиницу и ресторан
Городское хозяйство
С ростом и развитием Уфы усложнялись и задачи по обслуживанию городского хозяйства. С 1900 года до 1913 года бюджет города увеличился почти в 4 раза. Однако городская дума испытывала постоянный недостаток средств и не выходила из тяжелого финансового кризиса. Много лет дума делала попытки выкупить городскую электростанцию, но всякий раз встречала отказ владельца, получавшего от нее огромные прибыли. Наконец в 1916 году он уступил ее городу за 300 тыс. рублей. Многие годы в думе шли разговоры о строительстве городской канализации, но изыскать средства для этого так и не удалось. По-прежнему остро стоял вопрос о водоснабжении населения. Не смогла дума решить вопрос и о трамвае. Главным средством передвижения были частные конные экипажи и извозчики, которых, например, в 1913 году было зарегистрировано 395. В 1914 году в личном пользовании наиболее богатых дворян и буржуа имелось 15 легковых автомобилей и 8 мотоциклов. Слабо развита была телефонная сеть. Городская телефонная станция располагала всего 230 номерами. 10 октября 1914 года открылись для общего пользования 5 телефонных линий, связавших центр с селами: Надеждино, Ново-Троицкое, Охлебинино, Семеновка, Топорнино.
Паспорт Уфы
состоящим из ряда разделов. Каждый раздел кратко описывает одну из отраслей жизнедеятельности города. Для общего знакомства с географическим местоположением Уфы и окружающей ее природой выделены разделы Территория и местоположение, Климатические условия и Экологическая ситуация. В целях знакомства с социально-экономической составляющей города даны описания по пунктам Население и трудовые ресурсы, Промышленность, Уровень жизни, Наука и образование, а также Культура. Для знакомства с городской инфраструктурой нами выделены разделы Транспорт и Правопорядок. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Читайте также:
Экология района Братеево Экологические проблемы городов, главным образам наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предпр ...
Природные ресурсы России Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непо ...
Экологические проблемы в Башкирии Признаком устойчивой экологической системы является стабильность определённых характеристик. Так, например, экологически устойчивая система Земля имеет постоянную массу и постоянную среднюю ...